Существует огромное количество способов и методик, как научить ребенка чтению. Каждая мама выбирает для своего малыша наиболее подходящий метод, по ее мнению. Рассмотрим подробнее три наиболее популярных метода в современной педагогике: кубики Зайцева, магнитная азбука Жуковой и обучающие пособия Узоровой-Нефедовой.
Методика Зайцева
Кубики Николая Зайцева популярны среди сторонников раннего развития. Игровая форма изучения букв, позволяет легко освоить чтение, развить фантазию малыша и подготовить его к последующему обучению в школе.
Николай Александрович потомок учительской династии, всегда хотел обучать детвору. На создание методики его навел опыт работы переводчиком в Индонезии. Именно там Зайцев начал преподавать русский язык в качестве иностранного. Причем его учениками были далеко не малыши, а взрослые люди, офицеры. В таком возрасте учиться намного труднее, чем в детстве. Поэтому, молодому педагогу приходилось придумывать необычные методы, для того, чтобы максимально погрузить своих учеников в предмет.
В последующем, Зайцев опробовал свою методику в родной стране. Сначала на учениках средней школы. Результаты его не порадовали, так как к тому времени, дети привыкли зазубривать правила, не вникая в суть родного языка. После этого, Николай Александрович решил обратиться к самым маленьким, и не прогадал. Незамусореный мозг малышей, с благодарностью впитывал информацию.
Кубики Зайцева были названы «звенящим чудом», многие школы взяли на вооружение методику Николая Александровича, для обучения чтения дошкольников.
Основные положения методики:
- Начинать чтение можно уже с первых букв. Более того, Зайцев является активным противником азбуки. По мнению педагога, глядя на картинки, ребенок автоматически вместе с буквой заучивает соответствующее изображение. В последующем, это мешает соединять буквы между собой.
- Методика Зайцева предполагает нестандартное обучение чтению, идущее вслед письму. Педагог предлагает рисовать звуки и запоминать готовые слова. Начинать следует с самых родных для ребенка слов: мама, папа, бабушка, дедушка.
- Вместо привычных слогов, в данном методе предлагается ввести понятие «склад», которое подразумевает различные сочетания гласных и согласных букв. Педагог интерпретирует его, как “мускульное усилие речевого аппарата”.
- Читайте также: Дислексия у детей, почему ребенок проглатывает буквы?
В своем методе, педагог сделал ставку на зрение, слух и тактильные ощущения. Все кубики отличаются по своим свойствам, размеру и цвету:
- большие – с твердыми складами.
- маленькие – с мягкими складами.
- железные – со звонкими складами.
- деревянные – с приглушенным складами.
- золотые – с гласными складами.
- железно-деревянные – склады, имеющие твердые знаки.
- деревянно-золотые – склады, имеющие мягкие знаки.
- белый кубик – используется для обозначения знаков препинания.
Буквы на кубиках пишутся разным цветом:
- гласные – голубым;
- согласные – синим;
- твердый и мягкий знак – зеленым.
Помимо этого существуют двойные кубики, которые «не хотят дружить» со всеми гласными.
Существуют опасения многих педагогов и родителей, что расцветка кубиков сильно отличается от градации, принятой в школе. Однако, автор методики уверен, что именно такая расцветка позволяет максимально понять суть чтения.
https://youtu.be/mIiT6l3gCrs
Достоинства:
- Однозначным плюсом системы можно считать быстрое запоминание сочетаний и беглое чтение на протяжении короткого срока времени.
- Поскольку на кубиках есть только возможные сочетания, ребенок сразу запоминает грамотное написание слов.
- Методика позволяет заниматься с детьми различного возраста, включая самых маленьких.
- Методика обучения по Зайцеву, позволяет исправить положение, если первоклассник не усваивает программу чтения, предложенную в школе.
- Кубики являются замечательной обучающей игрой, малыш увлекается, и зачастую играет сам с собой.
Недостатки:
- Школьная программа существенно отличается от методов Зайцева, поэтому ребенка приходится переучивать. Более того, логопеды утверждают, что дети, обучающиеся по данному методу часто «проглатывают» окончания слов. Учителя младших классов заметили, что у таких детей возникают определенные трудности при разборе состава слова.
- Не все сочетания кубиков соответствуют слогам, участвующим в словообразовании, например «БЭ». В результате дети пытаются применять их в написании.
В целом система Зайцева вызывает положительные отклики. Однако специалисты отмечают, что подобная методика больше подходит правополушарным детям.
- Интересный материал на тему: Как научить читать ребенка с задержкой развития речи?
Методика Жуковой
Надежда Жукова замечательный педагог, имеет опыт работы логопедом, является автором целой серии обучающих книг для дошкольников. Особенность методики – обучение ребенка правильному складыванию букв, превращению их в слоги, что способствует дальнейшему чтению.
Основные положения метода Жуковой:
- Метод основан на традиционном формировании слогов, с учетом речевых особенностей ребенка.
- Чтение по слогам начинается практически сразу, не дожидаясь обучения названиям всех букв.
- Начинается знакомство с гласных букв, поскольку ребенок выговаривает их всех и может петь, чувствуя, что получается при складывании друг с другом.
- «Магнитная азбука» Надежды Жуковой позволяет наглядно строить те звуки, которые до этого воспринимались на слух.
- Педагог рекомендует изучать буквы наощупь, используя тактильное запоминание. При этом развивается мелкая моторика ребенка.
Автор предлагает подробные конспекты занятий по каждой букве. Также пособие содержит рекомендации и советы для родителей, занимающихся обучением чтению со своим ребенком:
- Форма обучения обязана быть только игровая. Именно в такой обстановке происходит лучшее запоминание.
- В процессе обучения следует быть спокойным и терпеливым. Не стоит форсировать события и пытаться пройти несколько уроков за один раз.
- Возраст начала обучения зависит сугубо индивидуальных особенностей ребенка. Не следует настаивать на более раннем обучении, всему свое время. Прежде всего, ребенок должен быть готов.
- Дошкольное обучение чтению позволяет подготовить ребенка к школе. Далеко не каждый способен воспринимать информацию в коллективе. Первоклассники учатся, прежде всего, школьному распорядку дня, правилам общения на уроке. Поэтому умение читать, позволит легче адаптироваться в школьной жизни.
Методика Узоровой-Нефедовой
- Мамам на заметку: карточки Домана для развития малышей
Пособие для быстрого обучения ребенка чтению посредством сказок, рассказов, загадок и поговорок по методу Узоровой. Содержит красочные иллюстрации, которые помогают и подсказывают ребенку в процессе обучения и развивает воображение.
Кроме того, пособие включает в себя множество мелких заданий по фонетическому, лексическому и структурному анализу слов и слогов:
- За основу метода принята единица языка – слово, которая совмещает в себе звучание и значение. Акцент делается на последовательность изучения слов и слогов, а также на невозможность смешения этих понятий.
- Большое внимание уделяется логопедической деятельности, поскольку нарушение устной речи напрямую влияет на способность ребенка читать и писать.
- Методика обращает ребенка не только к самим словам, а и таким понятиям как многозначность слова, близкие по смыслу слова, синонимия и антонимия, ритм и рифма, интонация.
- Рекомендуется четко определять границы между каждым видом занятий, чтобы не допускать каши в методах обучения чтению.
Проблемы, решаемые при помощи методики:
- отсутствие у ребенка четкого понимания слова, которое прочитал;
- подмена букв при написании слова;
- непонимание слога, чтение каждой отдельной буквы;
- совмещение нескольких слов в одно;
- проблемы формирования слов из отдельных звуков;
- понимание созвучности близких согласных звуков, способность определять пары: свистящих и шипящих, мягких и твердых, звонких и глухих;
- потеря согласных звуков при написании;
- растерянность в процессе чтения, и как следствие медленная реакция;
- орфографическая грамотность при письме;
- возможные искажения в слогах и словах.
Подробно об эхолалии у детей: Что делать, если ребенок повторяет слова?
Книги, мультфильмы, приложения
Методика Зайцева:
- «Кубики Зайцева. Комплект для дома и малых групп», комплект кубиков позволяющих научить беглому чтению детей от двух лет;
- «240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию». Подробное описание обучения чтению по методике Зайцева, даёт хорошие результаты в работе с детьми, имеющими диагнозы ЗПР, ОНР, ММД, алалия, аутизм, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухими.;
- «Таблицы Зайцева. Учебное пособие» – отличный тренажёр для приобретения, закрепления и автоматизации навыков грамотного письма.
Методика Жуковой:
- “Букварь” и “Прописи” для детей 6–7 лет в 3 частях – за основу трилогии взят принцип слоговой графики. Запись слога выступает как отдельная графическая единица;
- “Магнитная азбука” – наглядное пособие, сопровождающееся подробными рекомендациями и упражнениями, развивающими навыки чтения;
- “Я пишу правильно – от Букваря к умению красиво и грамотно писать” – учебник для детей уже научившихся читать, позволяет в игровой форме освоить основные принципы грамматики;
- “Уроки правильной речи и правильного мышления”– первое знакомство с родной речью, закрепление навыков чтения;
- “Уроки чистописания и грамотности” (обучающие прописи);
- “Уроки логопеда” – родительская система занятий, упражнения по проработки каждого отдельного звука;
- “Я говорю правильно. От первых уроков устной речи к Букварю” – учебник для самых маленьких, от 1 года до 3 лет;
- “Логопедия” – пособие по формированию правильной речи, связанной с развитием психики ребенка;
- “Первая после Букваря книга для чтения” – книга, формирующая у ребенка любознательность и усидчивость, является отличным подспорьем в подготовке ребенка к школе.
- Обязательно посмотрите материал: Как научить ребенка школьника быстрому чтению?
Методика Узоровой-Нефедовой:
- «Быстрое обучение чтению» – книга включает в себя ряд упражнений, позволяющих помочь ребенку научиться читать, а также подготовиться к дальнейшему изучению родного языка;
- «Контрольное списывание» – пособие, позволяющее научиться, грамотно переписывать тексты.
А также электронные игры:
- «Расставь слоги по местам»;
- «Отгадай слово»;
- «Лишние склады»;
- «Слово в матрице»;
- «Отгадай пиктограмму»;
- «Запоминание пиктограмм – складов».
- Как работать с ребенком, которому поставлен диагноз заикание?
Какую бы систему обучения вы не выбрали для вашего малыша, помните, в первую очередь к чтению должен быть готов сам ребенок. Не стоит заставлять детей учить буквы, результат окажется прямо противоположный. Наберитесь терпения, играйте с малышами, дополняйте методики своими наблюдениями, и, тогда, результат не заставит себя ждать. От того, что вы заложите в ребенка в этом возрасте, зависит его дальнейшее обучение на протяжении всей жизни.