Самые эффективные методики обучения чтению детей

Существует огромное количество способов и методик, как научить ребенка чтению. Каждая мама выбирает для своего малыша наиболее подходящий метод, по ее мнению. Рассмотрим подробнее три наиболее популярных метода в современной педагогике: кубики Зайцева, магнитная азбука Жуковой и обучающие пособия Узоровой-Нефедовой.

Методика Зайцева

Кубики Зайцева

Кубики Николая Зайцева популярны среди сторонников раннего развития. Игровая форма изучения букв, позволяет легко освоить чтение, развить фантазию малыша и подготовить его к последующему обучению в школе.

Николай Александрович потомок учительской династии, всегда хотел обучать детвору. На создание методики его навел опыт работы переводчиком в Индонезии. Именно там Зайцев начал преподавать русский язык в качестве иностранного. Причем его учениками были далеко не малыши, а взрослые люди, офицеры. В таком возрасте учиться намного труднее, чем в детстве. Поэтому, молодому педагогу приходилось придумывать необычные методы, для того, чтобы максимально погрузить своих учеников в предмет.

В последующем, Зайцев опробовал свою методику в родной стране. Сначала на учениках средней школы. Результаты его не порадовали, так как к тому времени, дети привыкли зазубривать правила, не вникая в суть родного языка. После этого, Николай Александрович решил обратиться к самым маленьким, и не прогадал. Незамусореный мозг малышей, с благодарностью впитывал информацию.

Кубики Зайцева были названы «звенящим чудом», многие школы взяли на вооружение методику Николая Александровича, для обучения чтения дошкольников.

Основные положения методики:

  • Начинать чтение можно уже с первых букв. Более того, Зайцев является активным противником азбуки. По мнению педагога, глядя на картинки, ребенок автоматически вместе с буквой заучивает соответствующее изображение. В последующем, это мешает соединять буквы между собой.
  • Методика Зайцева предполагает нестандартное обучение чтению, идущее вслед письму. Педагог предлагает рисовать звуки и запоминать готовые слова. Начинать следует с самых родных для ребенка слов: мама, папа, бабушка, дедушка.
  • Вместо привычных слогов, в данном методе предлагается ввести понятие «склад», которое подразумевает различные сочетания гласных и согласных букв. Педагог интерпретирует его, как “мускульное усилие речевого аппарата”.

В своем методе, педагог сделал ставку на зрение, слух и тактильные ощущения. Все кубики отличаются по своим свойствам, размеру и цвету:

  • большие – с твердыми складами.
  • маленькие – с мягкими складами.
  • железные – со звонкими складами.
  • деревянные – с приглушенным складами.
  • золотые – с гласными складами.
  • железно-деревянные – склады, имеющие твердые знаки.
  • деревянно-золотые – склады, имеющие мягкие знаки.
  • белый кубик – используется для обозначения знаков препинания.

Буквы на кубиках пишутся разным цветом:

  • гласные – голубым;
  • согласные – синим;
  • твердый и мягкий знак – зеленым.

Помимо этого существуют двойные кубики, которые «не хотят дружить» со всеми гласными.

Существуют опасения многих педагогов и родителей, что расцветка кубиков сильно отличается от градации, принятой в школе. Однако, автор методики уверен, что именно такая расцветка позволяет максимально понять суть чтения.

https://youtu.be/mIiT6l3gCrs

Достоинства:

  • Однозначным плюсом системы можно считать быстрое запоминание сочетаний и беглое чтение на протяжении короткого срока времени.
  • Поскольку на кубиках есть только возможные сочетания, ребенок сразу запоминает грамотное написание слов.
  • Методика позволяет заниматься с детьми различного возраста, включая самых маленьких.
  • Методика обучения по Зайцеву, позволяет исправить положение, если первоклассник не усваивает программу чтения, предложенную в школе.
  • Кубики являются замечательной обучающей игрой, малыш увлекается, и зачастую играет сам с собой.

Недостатки:

  • Школьная программа существенно отличается от методов Зайцева, поэтому ребенка приходится переучивать. Более того, логопеды утверждают, что дети, обучающиеся по данному методу часто «проглатывают» окончания слов. Учителя младших классов заметили, что у таких детей возникают определенные трудности при разборе состава слова.
  • Не все сочетания кубиков соответствуют слогам, участвующим в словообразовании, например «БЭ». В результате дети пытаются применять их в написании.

В целом система Зайцева вызывает положительные отклики. Однако специалисты отмечают, что подобная методика больше подходит правополушарным детям.

Методика Жуковой

методики Жуковой

Надежда Жукова замечательный педагог, имеет опыт работы логопедом, является автором целой серии обучающих книг для дошкольников. Особенность методики – обучение ребенка правильному складыванию букв, превращению их в слоги, что способствует дальнейшему чтению.

Основные положения метода Жуковой:

  • Метод основан на традиционном формировании слогов, с учетом речевых особенностей ребенка.
  • Чтение по слогам начинается практически сразу, не дожидаясь обучения названиям всех букв.
  • Начинается знакомство с гласных букв, поскольку ребенок выговаривает их всех и может петь, чувствуя, что получается при складывании друг с другом.
  • «Магнитная азбука» Надежды Жуковой позволяет наглядно строить те звуки, которые до этого воспринимались на слух.
  • Педагог рекомендует изучать буквы наощупь, используя тактильное запоминание. При этом развивается мелкая моторика ребенка.

Автор предлагает подробные конспекты занятий по каждой букве. Также пособие содержит рекомендации и советы для родителей, занимающихся обучением чтению со своим ребенком:

  • Форма обучения обязана быть только игровая. Именно в такой обстановке происходит лучшее запоминание.
  • В процессе обучения следует быть спокойным и терпеливым. Не стоит форсировать события и пытаться пройти несколько уроков за один раз.
  • Возраст начала обучения зависит сугубо индивидуальных особенностей ребенка. Не следует настаивать на более раннем обучении, всему свое время. Прежде всего, ребенок должен быть готов.
  • Дошкольное обучение чтению позволяет подготовить ребенка к школе. Далеко не каждый способен воспринимать информацию в коллективе. Первоклассники учатся, прежде всего, школьному распорядку дня, правилам общения на уроке. Поэтому умение читать, позволит легче адаптироваться в школьной жизни.

Методика Узоровой-Нефедовой

по методу Узоровой

Пособие для быстрого обучения ребенка чтению посредством сказок, рассказов, загадок и поговорок по методу Узоровой. Содержит красочные иллюстрации, которые помогают и подсказывают ребенку в процессе обучения и развивает воображение.

Кроме того, пособие включает в себя множество мелких заданий по фонетическому, лексическому и структурному анализу слов и слогов:

  • За основу метода принята единица языка – слово, которая совмещает в себе звучание и значение. Акцент делается на последовательность изучения слов и слогов, а также на невозможность смешения этих понятий.
  • Большое внимание уделяется логопедической деятельности, поскольку нарушение устной речи напрямую влияет на способность ребенка читать и писать.
  • Методика обращает ребенка не только к самим словам, а и таким понятиям как многозначность слова, близкие по смыслу слова, синонимия и антонимия, ритм и рифма, интонация.
  • Рекомендуется четко определять границы между каждым видом занятий, чтобы не допускать каши в методах обучения чтению.

Проблемы, решаемые при помощи методики:

  • отсутствие у ребенка четкого понимания слова, которое прочитал;
  • подмена букв при написании слова;
  • непонимание слога, чтение каждой отдельной буквы;
  • совмещение нескольких слов в одно;
  • проблемы формирования слов из отдельных звуков;
  • понимание созвучности близких согласных звуков, способность определять пары: свистящих и шипящих, мягких и твердых, звонких и глухих;
  • потеря согласных звуков при написании;
  • растерянность в процессе чтения, и как следствие медленная реакция;
  • орфографическая грамотность при письме;
  • возможные искажения в слогах и словах.

Подробно об эхолалии у детей: Что делать, если ребенок повторяет слова?

Книги, мультфильмы, приложения

Методика Зайцева:

  • «Кубики Зайцева. Комплект для дома и малых групп», комплект кубиков позволяющих научить беглому чтению детей от двух лет;
  • «240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию». Подробное описание обучения чтению по методике Зайцева, даёт хорошие результаты в работе с детьми, имеющими диагнозы ЗПР, ОНР, ММД, алалия, аутизм, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухими.;
  • «Таблицы Зайцева. Учебное пособие» – отличный тренажёр для приобретения, закрепления и автоматизации навыков грамотного письма.

Методика Жуковой:

  • “Букварь” и “Прописи” для детей 6–7 лет в 3 частях – за основу трилогии взят принцип слоговой графики. Запись слога выступает как отдельная графическая единица;
  • “Магнитная азбука” – наглядное пособие, сопровождающееся подробными рекомендациями и упражнениями, развивающими навыки чтения;
  • “Я пишу правильно – от Букваря к умению красиво и грамотно писать” – учебник для детей уже научившихся читать, позволяет в игровой форме освоить основные принципы грамматики;
  • “Уроки правильной речи и правильного мышления”– первое знакомство с родной речью, закрепление навыков чтения;
  • “Уроки чистописания и грамотности” (обучающие прописи);
  • “Уроки логопеда” – родительская система занятий, упражнения по проработки каждого отдельного звука;
  • “Я говорю правильно. От первых уроков устной речи к Букварю” – учебник для самых маленьких, от 1 года до 3 лет;
  • “Логопедия” – пособие по формированию правильной речи, связанной с развитием психики ребенка;
  • “Первая после Букваря книга для чтения” – книга, формирующая у ребенка любознательность и усидчивость, является отличным подспорьем в подготовке ребенка к школе.

Методика Узоровой-Нефедовой:

  • «Быстрое обучение чтению» – книга включает в себя ряд упражнений, позволяющих помочь ребенку научиться читать, а также подготовиться к дальнейшему изучению родного языка;
  • «Контрольное списывание» – пособие, позволяющее научиться, грамотно переписывать тексты.

А также электронные игры:

  • «Расставь слоги по местам»;
  • «Отгадай слово»;
  • «Лишние склады»;
  • «Слово в матрице»;
  • «Отгадай пиктограмму»;
  • «Запоминание пиктограмм – складов».

Какую бы систему обучения вы не выбрали для вашего малыша, помните, в первую очередь к чтению должен быть готов сам ребенок. Не стоит заставлять детей учить буквы, результат окажется прямо противоположный. Наберитесь терпения, играйте с малышами, дополняйте методики своими наблюдениями, и, тогда, результат не заставит себя ждать. От того, что вы заложите в ребенка в этом возрасте, зависит его дальнейшее обучение на протяжении всей жизни.

Оцените статью