Глухота или тугоухость у ребенка возникает по разным причинам. Родители, узнав о диагнозе или видя, как малыш постепенно теряет слух, чувствуют потерянность, страх, опустошенность. Жизнь переворачивается с ног на голову. Смириться с проблемой тяжело, но если знать способы лечения и профилактики, постоянно заниматься с малышом, влияние снижения слуха на жизнь ребенка можно значительно уменьшить.
Степени потери слуха
Понятия «глухота» и «тугоухость» часто путают. При тугоухости человек еще может различать какие-то звуки. Глухота является крайней степенью тугоухости, а слух отсутствует полностью.
Степень потери слуха | Характеристика | Степень тугоухости | Минимальная громкость, дБ | Слышимость шепота, м | Слышимость обычной речи, м |
I | Легкая | 1 | 20–40 | 1–3 | 4–6 |
II | Средняя | 2 | 41–55 | 1 | 1–4 |
III | тяжелая | 3 | 56–70 | не слышит | 1 |
IV | очень тяжелая | 4 | 71–90 | очень плохо различает | |
V | Потеря слуха | 5 | 91 | не слышит |
Причины развития и лечение тугоухости и глухоты одинаковые.
Механизм развития
Чтобы разобраться в причинах и особенностях нарушения слуха важно представлять себе процесс передачи звука.
Звуковая волна воздействует на барабанную перепонку и через слуховые косточки передается мембране внутреннего уха. Движение жидкости вызывает трение слуховых рецепторов (волосковых клеток) кортиева органа о покровную пластинку. Рецепторы возбуждаются, возбуждение передается по нервным отросткам в слуховую зону коры мозга.
В этой схеме наружное и среднее ухо относятся к звукопроводящему аппарату, а внутреннее ухо, слуховой нерв и центр головного мозга – к звуковоспринимающему. Соответственно, все поражения слуха можно связать с дисфункцией звукопроводящих или звуковоспринимающих структур.
Причины
Патологии органов слуха у детей могут иметь врожденный или приобретенный характер.
Врожденная
Врожденная тугоухость развивается под влиянием следующих факторов:
- Наследственность. Если оба родителя слабослышащие или глухие, риск рождения ребенка с тугоухостью повышается.
- Патологические воздействия на слуховую систему во внутриутробном периоде – это могут быть краснуха, туберкулез, корь, грипп, герпес.
- Хронические заболевания матери, прием некоторых лекарственных препаратов, интоксикации.
- Асфикция плода, родовая травма.
- Недоношенность.
Врожденная тугоухость встречается у 80% детей как отдельное заболевание.
Приобретенная
Выделяют и факторы, которые воздействуют на здоровый и сформировавшийся слуховой аппарат уже родившегося ребенка и приводят к патологии:
- Попадание в ухо инородного тела;
- Хронические ЛОР-заболевания: аденоиды, средний отит, тонзиллит;
- Осложнения некоторых инфекций: менингит, энцефалит;
- Черепно-мозговые травмы;
- Вакцинация;
- Неправильная подобранная дозировка лекарств, особенно в младенческом возрасте;
- Чрезмерно громкая музыка;
- Психологическая травма.
Симптомы
Чаще всего признаки глухоты родители обнаруживают у детей до года. В норме младенец в возрасте 3–4 месяцев уже начинает реагировать на громкие звуки и голос матери. В 4–6 месяцев гулит. В 7–9 четко определяет источник звука. В 1 год произносит несколько слов. Если одно из этих условий не выполняется, стоит обратиться к сурдологу.
У старших детей после некоторых перенесенных заболеваний могут появиться и нарастать такие симптомы:
- Ребенок перестает слышать шепот;
- Не реагирует на разговорную речь сзади;
- Не отзывается на имя;
- Не различает звуки;
- Говорит громко;
- Со временем начинает читать с губ.
Помимо симптомов, связанных с расстройством восприятия звука, отмечают признаки речевых нарушений:
- Ошибки в произношении звуков;
- Неспособность различить звуки и их сочетание;
- Небольшой словарный запас;
- Искажения структуры слова;
- Неправильная постановка ударений;
- Ошибки в построении предложений.
Дети, страдающие двусторонней глухотой с рождения, не могут овладеть речью, потому что не слышат ее. Чаще всего, и дети, потерявшие слух до 5 лет, утрачивают речевые навыки. Однако даже при врожденном отсутствии слуха, можно научить ребенка разговаривать. Для этого потребуются огромные усилия родственников и постоянные занятия.
Диагностика
Родителям, заподозрившим нарушение слуха у ребенка, нужно обратиться к сурдологу. Он проверит ушки, сделает необходимые тесты и направит на дополнительные исследования.
У малыша до 1 года трудно достоверно установить степень тугоухости и глухоту. Врач обычно производит какие-либо звуки. Ожидается, что нормально слышащий ребенок как-то отреагирует на звук: вскинет ручки или ножки, моргнет, перестанет сосать. Реакция имеет безусловный характер.
Для детей старше 1 года проводят следующие исследования:
- Аудиометрия – проверка остроты слуха. По ее результатам можно получить аудиограмму – график с указанием громкости звука в децибелах и частоты в герцах для левого и правого уха. Если речевая и тональная аудиометрия может быть проведена только для старших детей, то компьютерное исследование, основанное на безусловных реакциях, разрешено делать и младенцу.
- Тимпанометрия – исследование функций среднего уха путем создания разного давления в слуховом канале, назначается после перенесенного среднего отита.
- Камертональные пробы (тест Вебера, пробы Швабаха и Ринне) направлены на определение тяжести нейросенсорной и кондуктивной тугоухости. Проводят при прогрессирующей тугоухости.
- Электрокохлеография у маленьких детей проводится под наркозом, у подростков – под местной анестезией. Электроды фиксируются на барабанной перепонке или коже наружного слухового прохода. Метод позволяет получить информацию о порогах слуха, волосках улитки и определить тип тугоухости
Дополнительно назначают МРТ и компьютерную томографию.
Виды глухоты
В зависимости от участка поражения выделяют три вида глухоты или тугоухости:
- Нейросенсорная (сенсоневральная) – ребенок улавливает звук, но мозг его не воспринимает и не распознает. Причинами может быть поражение внутреннего уха, слухового нерва, коры мозга.
- Кондуктивная связана с патологией звукопроводящей системы – наружного и среднего уха. Звуки не достигают внутреннего уха и не преобразовываются в нервные импульсы.
- Смешанная возникает от поражения звукопроводящего и звуковоспринимающего аппаратов.
Односторонняя
Глухота на одно ухо практически всегда является приобретенной. Возникает из-за негативного воздействия некоторых факторов: громкого звука, заболевания. Такая патология не провоцирует ухудшение слуха на втором ухе и позволяет сохранить речь.
Фонетическая
Фонетическая глухота характеризуется неспособностью ребенка воспринимать, узнавать некоторые звуки, складывать слова. Основная причина лежит в нарушении слухоречевых центров. Такой ребенок поздно научается говорить, испытывает трудности с изучением иностранных языков.
Психологическая
Диагноза «психологическая глухота» не существует, нет и физиологических и анатомических особенностей, характеризующих его. Под этим термином понимают психологические барьеры, которые устанавливает ребенок, когда не желает что-то слышать:
- Конфликты;
- При властных родителях;
- Ребенок уверен в своей правоте;
- Гиперактивность (синдром дефицита внимания);
- Детский эгоцентризм;
- Эмоциональная травма.
Лучшим средством лечения станут гармоничные отношения с ребенком, полные любви и понимания.
Лечение
Для лечения тугоухости используют несколько методов:
- Лекарственная терапия направлена на улучшение кровообращения мозга и ушей, борьбу с инфекциями и интоксикацией.
- Физиотерапевтические методы помогают при легкой тугоухости, вызванной, например, аденоидами или отитами.
- Хирургическое вмешательство показано при нейросенсорной и кондуктивной тугоухости разной степени тяжести, в том числе при глухоте.
Оперативное лечение при кондуктивной глухоте направлено на восстановление структуры наружного и среднего уха ребенка. Для восстановления барабанной перепонки делают мирингопластику, слуховых косточек – тимпанопластика.
Оперативное вмешательство при нейросенсорной тугоухости предусматривает установку слухового аппарата.
Данный способ не поможет при глухоте, в отличие от установки кохлеарного импланта. В рамках этой операции в височную кость помешают маленькие микрофоны, улавливающие звук и соединяют их с электродами во внутреннем ухе.
Электроды будут перекодировать полученные с микрофона импульсы и передавать их на слуховые нервы. Создается, по сути, искусственное ухо. Кохлеарную имплантацию рекомендовано делать детям с двусторонней глухотой и 4 степенью тугоухости.
Как развивать ребенка?
Чтобы избежать развития глухоты и тугоухости у ребенка важно следить за его здоровьем – лечить заболевания верхних дыхательных путей, инфекционные болезни. Лекарства принимать только по назначению врача. Стараться избегать громких звуков.
Обязательно нужно заниматься с ребенком, учить его правильно говорить, расширять кругозор.
Патологии слуха сильно ограничивают жизнь малыша, мешают общаться со сверстниками. Однако, это не причина опускать руки. Профилактические меры, лечение, использование новых технологий, постоянная работа с ребенком поможет адаптироваться к жизни и добиваться целей.