Тугоухость и глухота у детей

Глухота или тугоухость у ребенка возникает по разным причинам. Родители, узнав о диагнозе или видя, как малыш постепенно теряет слух, чувствуют потерянность, страх, опустошенность. Жизнь переворачивается с ног на голову. Смириться с проблемой тяжело, но если знать способы лечения и профилактики, постоянно заниматься с малышом, влияние снижения слуха на жизнь ребенка можно значительно уменьшить.

Степени потери слуха

Глухота у детей

Понятия «глухота» и «тугоухость» часто путают. При тугоухости человек еще может различать какие-то звуки. Глухота является крайней степенью тугоухости, а слух отсутствует полностью.

Степень потери слуха Характеристика Степень тугоухости Минимальная громкость, дБ Слышимость шепота, м Слышимость обычной речи, м
I Легкая 1 20–40 1–3 4–6
II Средняя 2 41–55 1 1–4
III тяжелая 3 56–70 не слышит 1
IV очень тяжелая 4 71–90 очень плохо различает
V Потеря слуха 5 91 не слышит

Причины развития и лечение тугоухости и глухоты одинаковые.

Механизм развития

Тугоухость и глухота у детей

Чтобы разобраться в причинах и особенностях нарушения слуха важно представлять себе процесс передачи звука.

Звуковая волна воздействует на барабанную перепонку и через слуховые косточки передается мембране внутреннего уха. Движение жидкости вызывает трение слуховых рецепторов (волосковых клеток) кортиева органа о покровную пластинку. Рецепторы возбуждаются, возбуждение передается по нервным отросткам в слуховую зону коры мозга.

В этой схеме наружное и среднее ухо относятся к звукопроводящему аппарату, а внутреннее ухо, слуховой нерв и центр головного мозга – к звуковоспринимающему. Соответственно, все поражения слуха можно связать с дисфункцией звукопроводящих или звуковоспринимающих структур.

Причины

Патологии органов слуха у детей могут иметь врожденный или приобретенный характер.

Врожденная

Врожденная тугоухость развивается под влиянием следующих факторов:

  • Наследственность. Если оба родителя слабослышащие или глухие, риск рождения ребенка с тугоухостью повышается.
  • Патологические воздействия на слуховую систему во внутриутробном периоде – это могут быть краснуха, туберкулез, корь, грипп, герпес.
  • Хронические заболевания матери, прием некоторых лекарственных препаратов, интоксикации.
  • Асфикция плода, родовая травма.
  • Недоношенность.

Врожденная тугоухость встречается у 80% детей как отдельное заболевание.

Приобретенная

причины глухоты

Выделяют и факторы, которые воздействуют на здоровый и сформировавшийся слуховой аппарат уже родившегося ребенка и приводят к патологии:

  • Попадание в ухо инородного тела;
  • Хронические ЛОР-заболевания: аденоиды, средний отит, тонзиллит;
  • Осложнения некоторых инфекций: менингит, энцефалит;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Вакцинация;
  • Неправильная подобранная дозировка лекарств, особенно в младенческом возрасте;
  • Чрезмерно громкая музыка;
  • Психологическая травма.

Симптомы

Чаще всего признаки глухоты родители обнаруживают у детей до года. В норме младенец в возрасте 3–4 месяцев уже начинает реагировать на громкие звуки и голос матери. В 4–6 месяцев гулит. В 7–9 четко определяет источник звука. В 1 год произносит несколько слов. Если одно из этих условий не выполняется, стоит обратиться к сурдологу.

У старших детей после некоторых перенесенных заболеваний могут появиться и нарастать такие симптомы:

  • Ребенок перестает слышать шепот;
  • Не реагирует на разговорную речь сзади;
  • Не отзывается на имя;
  • Не различает звуки;
  • Говорит громко;
  • Со временем начинает читать с губ.

Помимо симптомов, связанных с расстройством восприятия звука, отмечают признаки речевых нарушений:

  • Ошибки в произношении звуков;
  • Неспособность различить звуки и их сочетание;
  • Небольшой словарный запас;
  • Искажения структуры слова;
  • Неправильная постановка ударений;
  • Ошибки в построении предложений.

Дети, страдающие двусторонней глухотой с рождения, не могут овладеть речью, потому что не слышат ее. Чаще всего, и дети, потерявшие слух до 5 лет, утрачивают речевые навыки. Однако даже при врожденном отсутствии слуха, можно научить ребенка разговаривать. Для этого потребуются огромные усилия родственников и постоянные занятия.

Диагностика

Аудиометрия

Родителям, заподозрившим нарушение слуха у ребенка, нужно обратиться к сурдологу. Он проверит ушки, сделает необходимые тесты и направит на дополнительные исследования.

У малыша до 1 года трудно достоверно установить степень тугоухости и глухоту. Врач обычно производит какие-либо звуки. Ожидается, что нормально слышащий ребенок как-то отреагирует на звук: вскинет ручки или ножки, моргнет, перестанет сосать. Реакция имеет безусловный характер.

Для детей старше 1 года проводят следующие исследования:

  • Аудиометрия – проверка остроты слуха. По ее результатам можно получить аудиограмму – график с указанием громкости звука в децибелах и частоты в герцах для левого и правого уха. Если речевая и тональная аудиометрия может быть проведена только для старших детей, то компьютерное исследование, основанное на безусловных реакциях, разрешено делать и младенцу.
  • Тимпанометрия – исследование функций среднего уха путем создания разного давления в слуховом канале, назначается после перенесенного среднего отита.
  • Камертональные пробы (тест Вебера, пробы Швабаха и Ринне) направлены на определение тяжести нейросенсорной и кондуктивной тугоухости. Проводят при прогрессирующей тугоухости.
  • Электрокохлеография у маленьких детей проводится под наркозом, у подростков – под местной анестезией. Электроды фиксируются на барабанной перепонке или коже наружного слухового прохода. Метод позволяет получить информацию о порогах слуха, волосках улитки и определить тип тугоухости

Дополнительно назначают МРТ и компьютерную томографию.

Виды глухоты

Фонетическая глухота

В зависимости от участка поражения выделяют три вида глухоты или тугоухости:

  • Нейросенсорная (сенсоневральная) – ребенок улавливает звук, но мозг его не воспринимает и не распознает. Причинами может быть поражение внутреннего уха, слухового нерва, коры мозга.
  • Кондуктивная связана с патологией звукопроводящей системы – наружного и среднего уха. Звуки не достигают внутреннего уха и не преобразовываются в нервные импульсы.
  • Смешанная возникает от поражения звукопроводящего и звуковоспринимающего аппаратов.

Односторонняя

Глухота на одно ухо практически всегда является приобретенной. Возникает из-за негативного воздействия некоторых факторов: громкого звука, заболевания. Такая патология не провоцирует ухудшение слуха на втором ухе и позволяет сохранить речь.

Фонетическая

Фонетическая глухота характеризуется неспособностью ребенка воспринимать, узнавать некоторые звуки, складывать слова. Основная причина лежит в нарушении слухоречевых центров. Такой ребенок поздно научается говорить, испытывает трудности с изучением иностранных языков.

Психологическая

Диагноза «психологическая глухота» не существует, нет и физиологических и анатомических особенностей, характеризующих его. Под этим термином понимают психологические барьеры, которые устанавливает ребенок, когда не желает что-то слышать:

  • Конфликты;
  • При властных родителях;
  • Ребенок уверен в своей правоте;
  • Гиперактивность (синдром дефицита внимания);
  • Детский эгоцентризм;
  • Эмоциональная травма.

Лучшим средством лечения станут гармоничные отношения с ребенком, полные любви и понимания.

Лечение

слуховой аппарат

Для лечения тугоухости используют несколько методов:

  • Лекарственная терапия направлена на улучшение кровообращения мозга и ушей, борьбу с инфекциями и интоксикацией.
  • Физиотерапевтические методы помогают при легкой тугоухости, вызванной, например, аденоидами или отитами.
  • Хирургическое вмешательство показано при нейросенсорной и кондуктивной тугоухости разной степени тяжести, в том числе при глухоте.

Оперативное лечение при кондуктивной глухоте направлено на восстановление структуры наружного и среднего уха ребенка. Для восстановления барабанной перепонки делают мирингопластику, слуховых косточек – тимпанопластика.

Оперативное вмешательство при нейросенсорной тугоухости предусматривает установку слухового аппарата.

Данный способ не поможет при глухоте, в отличие от установки кохлеарного импланта. В рамках этой операции в височную кость помешают маленькие микрофоны, улавливающие звук и соединяют их с электродами во внутреннем ухе.

Электроды будут перекодировать полученные с микрофона импульсы и передавать их на слуховые нервы. Создается, по сути, искусственное ухо. Кохлеарную имплантацию рекомендовано делать детям с двусторонней глухотой и 4 степенью тугоухости.

Как развивать ребенка?

Чтобы избежать развития глухоты и тугоухости у ребенка важно следить за его здоровьем – лечить заболевания верхних дыхательных путей, инфекционные болезни. Лекарства принимать только по назначению врача. Стараться избегать громких звуков.

Обязательно нужно заниматься с ребенком, учить его правильно говорить, расширять кругозор.

Патологии слуха сильно ограничивают жизнь малыша, мешают общаться со сверстниками. Однако, это не причина опускать руки. Профилактические меры, лечение, использование новых технологий, постоянная работа с ребенком поможет адаптироваться к жизни и добиваться целей.

Оцените статью