Как компьютер влияет на детей

Ещё десять лет назад всеобщая компьютеризация была мечтой многих. Сегодня повсеместное распространение компьютеров приобрело реальность. Результатом сбывшейся мечты стала ранняя компьютеризация детей. Уже в два года малыш тычет в клавиатуру пальцем и водит курсор мыши.

Современные дети начинают смотреть в экран монитора раньше, чем ходить, бегать, рисовать и играть в игрушки.

Но для многих родителей остался открытым вопрос – как взаимосвязаны компьютер и здоровье ребёнка? Насколько безопасно раннее знакомство с вычислительной техникой?

компьютер и здоровье ребенка

Компьютер по сути является вычислительной машиной. Однако кроме логических построений и математических вычислений – это достижение цивилизации предоставляет возможности виртуального мира: игры, сетевое общение.

С одной стороны, мы и наши дети получили возможность пользоваться огромным объёмом информации, обозревать другие страны и общаться со всем миром без ограничений. С другой стороны, поток информации так велик и неразборчив, что встаёт вопрос о качестве того, что ребёнок видит, читает и воспринимает благодаря экрану монитора и интернету.

Компьютер оказывает многостороннее влияние на человека любого возраста. Влияние интернета и вычислительной техники на ребёнка проявляется значительно сильнее, чем на взрослого. Это связано с особенностями детской психики – открытостью и восприимчивостью, стремлением подражать и повторять.

Вычислительная техника, ставшая современным средством образования и общения влияет на:

  1. Физическое здоровье и тело;
  2. Психику и поведение;
  3. Мышление и образование.

Рассмотрим особенности компьютерного влияния на детей.

Физическое здоровье

Системный блок и дисплей монитора имеют характерное электромагнитное излучение, формирует повышенный радиационный фон. Низкочастотное излучение при постоянном пользовании компьютером (не зависимо от того, играют ли на нём или набирают текст) воздействует на ребёнка. В результате электромагнитной радиации появляется раздражительность, усталость, головная боль. Кроме того, повышенный радиационный фон способствует мутации клеток, а значит, увеличивает вероятность развития злокачественных образований.

Ещё одно неблагоприятное влияние на ребёнка проявляется в перенапряжении зрения. Многие мониторы работают в режиме мерцания. Кроме того монитор имеет большую яркость. При работе или просмотре видео взгляд зрачков фиксируется на экране, мышцы аккомодации постоянно напрягаются.

Перегрузка мышц аккомодации формирует сначала ложную, а затем настоящую близорукость. При компьютерном обучении перегрузка глаз формируется даже на качественных мониторах, у которых цвет приближен к естественному и нет мерцания

Если обучение происходит без экрана монитора, глазные мышцы периодически отдыхают. Ребёнок меняет направление взгляда, смотрит на доску, стену, парту, учебник. Смена напряжённости в глазных мышцах не позволяет им перегружаться.

С популяризацией компьютеров частота заболевания близорукостью среди детей увеличилась с 12% до 55%. Такая тревожная диагностика заставляет задуматься и пересмотреть подход к современному обучению.

Длительное сидение за экраном монитора в неизменной позе формирует застойные явления и малоподвижность. Слишком увлечённые компьютером дети начинают отставать в физическом развитии, приобретают сутулость, воспаления и лишние килограммы. Застой внутрисуставных жидкостей формирует остеохондроз. Старческие проблемы с опорно-двигательным аппаратом приобретают молодость и диагностируются у детей школьного возраста.

Медики рекомендуют по возможности ограничить взаимодействие с компьютером. Для детей младше трёх лет – полностью, для школьников – не больше 40–50 минут в день.

Психика и поведение

Мощное влияние оказывает компьютер на психику и поведение ребёнка. Играя в компьютерные игры, малыш перестаёт адекватно реагировать на реальный мир. Снижается оценка опасностей и значимость человеческой жизни. Иногда дети отождествляют реальность с компьютерной игрой, где в запасе есть как минимум десять жизней.

Подавляющее число детей идут на неоправданный риск, демонстрируя свою смелость и независимость (прыгают с мостов и крыш многоэтажек, перебегают дорогу перед  автомобилем).

Появляется наплевательское отношение к себе и своему телу, формируется неряшливость во внешнем виде. Все интересы сосредотачиваются на нереальном сетевом мире – играх и общении. Реальный мир – школа, друзья, тренировки, победы и достижения – теряют смысл и перестают быть целью.

Регулярное сетевое общение через интернет (Контакт, Одноклассники) ведёт к потере навыка живого разговора. Ребёнку становится сложно объясниться вживую, познакомиться в человеком, задать вопрос в транспорте. При дальнейшем развитии проблемы у ребёнка появляются трудности с общением, сначала разрушаются взаимоотношения с родителями, а после – с ровесниками.

Мышление и образование

Пожалуй, единственное благоприятное влияние компьютер оказывает на развитие логического мышления. Машина учит структурировать информацию, быстро вникать в суть вопроса, мотивирует ребёнка овладеть новыми знаниями, скоропечатанием, скорочтением. Благодаря бездонному количеству информации, компьютер прочно вошёл в процесс обучения, заменил собой библиотеки, рефераты, газеты и другие источники новых сведений.

При этом в поиске информации ребёнок не защищён от негативных источников: порнографических сайтов, сцен насилия и жестокости. Имеющиеся фильтры не в состоянии оградить детскую психику от демонстрации насилия и секса через интернет. В этом  ещё одна проблема ранней компьютеризации детей.

Профилактика

Влияние компьютера на ребёнка многогранно, имеет больше минусов, чем плюсов. Учитывая всеобщее распространение вычислительной техники, необходим строгий родительский контроль при раннем знакомстве ребёнка с компьютером и интернетом. Что смотрит сын или дочь и в течении какого времени он (или она) находится возле компьютера.

Оцените статью