Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Процесс нарушения поведенческих факторов и концентрации внимания называется синдромом дефицита внимания и гиперактивностью или СДВГ. Это заболевание оказывает огромное влияние на обучаемость детей.

Такие школьники обычно допускают ошибки в связи со своей невнимательностью, так как не слушаются ни преподавателей, ни родителей, когда они им пытаются что-то объяснить. Симптомы проявляются в том, что они совершают слишком много ненужных действий, крутятся и вертятся, встают и ходят, то есть проявляют повышенную подвижность. Это не позволяет им сосредоточиться на занятиях, и не только учебных.

Поведение школьников с СДВГ, зачастую, неприемлемо не только дома с родителями, а также в школе, создает много проблем и им самим, и взрослым. Большинство ребят с таким диагнозом плохо учатся в учебном учреждении, имеют плохую успеваемость практически по всем предметам, их считают непослушными и балованными, озорными и терроризирующими всех окружающих их людей – это тоже симптомы болезни. Они и сами страдают от очень низкой самооценки, а также невозможности заводить друзей. Но не нужно обвинять детей, ведь это не их вина, а такое поведение обуславливается тем, что в отделе головного мозга просто не хватает некоторых веществ биологически активного действия.

Причины

sdvg-y-detej

Зачастую осложнения СДВГ можно разделить по времени возникновения неблагоприятных факторов, которые и приводят к таким неприятным нарушениям. Классифицировать их можно на внутриутробные (перинатальные), повреждения во время родов (натальные) и при осложнениях первого года жизни (постнатальные). Таких причин может быть много:

  • общее ухудшение экологии;
  • инфекционные заболевания женщины в период беременности или действие медикаментозных препаратов;
  • пищевое отравление будущей матери;
  • алкогольная, наркотическая и табачная зависимость беременной женщины;
  • ушибы и травмы живота;
  • иммунологическая несовместимость, имеется ввиду разный резус-фактор матери и плода;
  • угроза срыва беременности;
  • хроническая форма болезни матери;
  • затяжные или скоротечные роды;
  • стимулирование родовой деятельности;
  • кесарево сечение или отравление наркозом;
  • родовые осложнения (обвитие плода пуповиной или его неправильное предлежание) могут привести к асфиксии (удушению), травмам на позвоночнике плода, кровоизлиянию в мозг;
  • травмировать позвоночник крохи можно и в грудном возрасте, когда родители спешат научить его сидеть, еще до того, как он сам проявляет это желание или при ползанье, если спинные мышцы еще недостаточно крепкие для этого занятия. Привести к таким повреждениям может и ношение в «рюкзаке»;
  • заболевания грудничков, когда сильно повышается температура и им приходиться давать сильнодействующие препараты;
  • факторами нарушения мозговой деятельности могут выступать и такие заболевания, как пневмония и астма, диабет и сердечная недостаточность, а также почечные патологии;
  • перинатальная энцефалопатия – нарушение деятельности нервной системы.

Если в семье постоянно конфликтуют взрослые, родители строго относятся к ребенку – все это может являться причиной развития у детей СДВГ.

Признаки

sdvg-y-detej-1

Первичные симптомы проявляются уже у малышей грудного возраста. Ребенка, имеющего СДВГ, характеризуют следующие признаки:

  • его двигательная активность повышенная;
  • движения приобретают хаотичную форму;
  • задерживается речевое развитие;
  • проявляется неуклюжесть;
  • неусидчивость;
  • невнимательность
  • расторможенность;
  • импульсивность;
  • страхи;
  • головные боли;
  • не сохранение необходимой информации в памяти;
  • навыки планирования и организации нарушены;
  • тяжело устанавливать и использовать такие ориентиры в поведении, как стратегический выбор и мониторинг целей и задач;
  • неспособность контроля эмоций;
  • невозможность эффективно и быстро перейти с одного умственного занятия на другое.

Категории


Все пациенты, у которых диагностировано СДВГ могут вести себя по-разному. В зависимости от проявления поведенческих особенностей, врачи разделяют больных на 3 категории.

Симптомы невнимательности

Они могут легко отвлечься, забыть, им не просто сосредотачивать свое внимание на что-то одно. Им нелегко выполнить домашнее задание, организоваться и следовать инструкциям. Можно подумать, что они просто не слушают или не хотят слышать, про что с ними пытаются разговаривать. Их ошибки в основном из-за невозможности сосредоточится, они часто теряют разнообразные вещи и предметы.

Симптомы гиперактивности

У таких детей проявляются симптомы нетерпеливости и суетливости, избыточная общительность и неусидчивость. В школе на уроке они могут сорваться со своего места в самый неподходящий момент, может сложиться впечатление, что они имеют моторчик, ведь они постоянно двигаются.

Симптомы импульсивности

Малыши с диагнозом СДВГ имеют и такие симптомы проявления: часто в школе на уроке начинает отвечать на вопрос учителя еще до того, как последний задаст вопрос, они постоянно перебивают, не давая высказаться другим, так как они нетерпеливы, им трудно чего-то ждать. Они не могут откладывать удовольствие, если они хотят, то обязаны это получить в тот же момент. И никакие уговоры не способны их переубедить.

Поведение родителей с ребенком, у которого СДВГ

Многие родители не умеют себя вести с такими малышами, что еще больше усугубляет проблему. Чтобы симптомыне проявлялись, взрослые также должны уметь выстраивать свое поведение:

  • всегда позитивно относиться, ведь у таких детей болезненное отношение к любой критике. В случае его неправильных действий, вместо того, чтобы начать его критиковать, лучше пояснить ему, как следует правильно себя вести;
  • нужно их постоянно хвалить, они тогда просто расцветают. Нельзя на них сердиться;
  • нельзя ему и волноваться. Если у детей проявляются симптомы раздражения или разочарования, тогда стоит поиграть с ними в спокойную игру, принять ванну или послушать приятную музыку;
  • если у детей проявляются симптомы СДВГ, тогда стоит приучать их к дисциплине, например, составить простой распорядок дня, который бы был для них понятен. И выполнять его ежедневно, стараться, чтобы действия совпадали по времени;
  • общение. У малышей с СДВГ занижена самооценка. Если родители будут постоянно интересоваться его делами, общаться с ним, то это поможет почувствовать ему свою значимость;
  • отвлекающие факторы нужно ограничить. Например, если ребенку необходимо на чем-то сосредоточится, тогда ему нужно создавать особые условия и контролировать его работу;
  • реакция на поведение должна быть правильной. Если ребенок ведет себя плохо, то сначала ему нужно объяснить, что в его поведение неправильно и только затем наказать. Но действия на плохие поступки должны быть всегда справедливыми;
  • если родители не могут или не умеют себя вести с малышами, у которых СДВГ, тогда стоит спросить совета специалиста.

Обучение

Ребенку, у которого обнаружены симптомы СДВГ, нужен свой, индивидуальный, подход к учебной программе. И родители, и учителя должны правильно дозировать для них занятия. Хорошо, если есть возможность постоянно сменять одну деятельность другой, тогда интерес к предметам не будет быстро пропадать.

Симптомы проявления СДВГ у школьников – это неусидчивость, и учебное заведение становится для них не определимым препятствием. Если учителя смогут отнестись с пониманием и организовать правильный учебный процесс, то есть все шансы, что с отстающего этот ребенок в скором времени станет преуспевающим учеником.

Оцените статью