Массаж лица для детей

Логопедический массаж лица ребенка предназначен для активизации работы лицевых нервов, улучшения кровообращения в тканях, стимулирует снятие напряжения лицевой мускулатуры. Это полезный, а в некоторых случаях необходимый метод, который положительно влияет на растущий организм. Воздействуя на мышечную и нервную системы, он создает предпосылки для развития речи малышей, корректирует звукопроизношение. Методика особенно важна для ребенка, столкнувшегося с речевыми проблемами.

Массаж лица для детей

Активизация речи массажем

Речь – один из важнейших показателей формирования физиологического здоровья человека. При отставании развития речи массаж лица становится необходимым средством, которое влияет на выравнивание тонуса лицевых мышц.

Логопедический массаж лица ребенка, по сути, состоит в воздействии на лицевую мускулатуру, активизируя работу кровеносных сосудов и лицевых нервов.

Массаж призван выполнять следующие функции:

  • ускорять кровообращение и, как следствие, улучшать питание кожи, повышать обменные процессы;
  • улучшать работоспособность мышц лица;
  • развивать координацию движений органов артикуляции за счет нормализации мышечного тонуса;
  • корректировать произношение звуков;
  • уменьшать гиперсаливацию (повышенное выделение слюнных желез);
  • оказывать профилактическое действие и устранять речевые нарушения (заикание, нарушения голоса, тонуса мышц).

Психологическим результатом метода выступает снятие эмоционального напряжения у детей с дефектами речи. Из перечисленных функций следует, что метод способствует поддержанию развития, устранению проблем речи и благоприятно воздействует на общую физиологию крохи.

Когда назначается

Процедуру назначают в соответствии с предписанием врача после тщательного обследования, устанавливающего наличие неврологической симптоматики в лицевой мускулатуре, при проявлении неврологических патологий:

  • нарушение тонуса артикуляционных мышц;
  • заикание, дефекты звукоизвлечения;
  • голосовые дефекты;
  • нарушение слюноотделения;
  • постановка одного из диагнозов – дислалия, дизартрия, задержка речевого или психического развития.

Массаж лица при правильном назначении и проведении дает положительные результаты лечения, если стандартные педагогические приемы не помогают.

Ограничения и недопустимость применения:

При необходимости назначения процедуры следует учитывать факторы, противопоказанные для применения:

  • инфекционные, соматические заболевания, воспалительные процессы;
  • кожные заболевания у ребенка или логопеда;
  • вирусные заболевания слизистых полости рта;
  • инфекционные раны;
  • увеличенные лимфатические узлы;
  • онкозаболевания;
  • конъюнктивит;
  • фурункулез;
  • эписиндром;
  • повышенная чувствительность.

Перед назначением сеанса необходимо наличие заключения педиатра и невролога об отсутствии противопоказаний.

Правила выполнения

Применение терапии должно отвечать следующим условиям для недопущения отрицательного влияния на организм малыша:

  • наличие чистого, теплого, проветренного помещения, отсутствие резких запахов, отвлекающих звуков, слишком яркого освещения;
  • проведение процедуры по прошествии не менее двух часов после еды (ротовая полость должна быть очищена);
  • отсутствие боли во время сеанса (неприятные ощущения возникают часто, для их устранения ребенка предварительно морально подготавливают, в ходе проведения отвлекают, например, стихами, показывают упражнения на другом пациенте);
  • постепенное увеличение продолжительности процедуры (от 5 минут вначале до 25 минут);
  • дифференциация длительности сеанса по возрастному признаку (у грудничков максимально 10-12 минут, у детей дошкольного возраста – 15 минут, младшего школьного возраста – 25 минут);
  • цикличность, регулярность процедур (как правило, цикл составляет 10-20 процедур, с частотой около трех раз в неделю, с паузой между циклами до двух месяцев);
  • легкость, аккуратность выполнения (мышцы лица крохи недостаточно крепки, поэтому сила надавливания должна быть невысокой).

Перед проведением расслабляющего сеанса существенное значение имеет достижение расслабленного состояния мышц верхнего плечевого пояса и шеи. Такие упражнения включают движения головы ребенка по часовой и против часовой стрелки, размеренные повороты головы вперед, в стороны, поглаживания. Упражнения отличаются легкостью, не растягивают кожу.

В последующий комплекс упражнений входит поглаживающее воздействие на лицевую мускулатуру ребенка, после чего проводится массаж губ, включающий элементы поглаживания, постукивания, вращательные движения.

Стимулирующий массаж отличается большим надавливание, быстротой движений, однако не должен быть болезненным. В комплекс упражнений входят поглаживания, пощипывания, надавливания, постукивания, перетирания, сжимания, разминания мускулатуры лица и губ. Особенным стимулирующим приемом выступает вибрация: ручная или с помощью соответствующего прибора, – вызывающая сильные сократительные действия мышц, повышая их упругость.

Разновидности массажа

Методика традиционной и обязательной не является, однако эффективность ее использования в целях развития речи уже доказана. Терапия может входить в комплексную программу реабилитации, так же как и выполняться самостоятельно.

Логопедический массаж дифференцируется на следующие виды:

  • традиционный, включающий комплекс стандартных приемов (поглаживающих, растирающих, разминающих, вибрационных), применяющихся для расслабления (путем легких поглаживаний) или укрепления (за счет интенсивных движений) мышечного тонуса;
  • точечный, стимулирующий биологически активные зоны (или точки) артикуляционного аппарата, связанные с речевыми центрами в головном мозге;
  • зондовый, разработанный по методике Новиковой Е.В., предусматривающий сеанс с использованием специальных инструментов (зондов).

Логопедический массаж может выполняться малышом самостоятельно, например, путем поглаживания лица руками, растирания языка зубами и т.д.

В зависимости от цели методика подразделяется на расслабляющую и стимулирующую. Первая применяется при повышенном тонусе мышц, последняя – при пониженном; цель расслабляющей – снятие гипертонуса мышц, их успокоение, стимулирующей – укрепление речевой мускулатуры.

 массаж лица для детей для развития речи

Результативность

Результаты применения методики могут порадовать родителей, процедура позволяет устранить отклонения в произношении звуков, положительно воздействует на нервную, мышечную мускулатуру, улучшается функция кровеносных сосудов лица малыша. Методика доступна желающим, и, что важно, не использует лекарственные средства.

При этом следует учитывать индивидуальные особенности, не все дефекты речи в полной мере устраняются данным методом, массаж не исключает проведение других коррекционных мероприятий. Только совместная работа логопеда и родителей при условии регулярности занятий может принести ожидаемые плоды.

Оцените статью