Как научить ребенка быстро читать? Чтение – одно из занятий в школе, которое ребенок изучает в первом классе. Для ребенка открывается мир книг и рассказов. Если раньше мама читала сыну сказку на ночь, то сейчас он может сам перечитать любимое произведение сам, столько раз, сколько хочешь. Первоклассник должен читать не только быстро проговаривая слова, но и понимать читаемый материал.
Техника чтения
При чтении ученик должен воспринимать и запоминать текст, правильно проговаривать слова и выразительно излагать читаемый материал. Одновременно при беглом чтении школьник выполняет две функции – смысловая и техническая.
В первом классе изучаются основы правильного чтения:
- Слоги и слова;
- Скорость;
- Правильное произношение слов и окончаний, четкое проговаривание каждого слова, без искажений и замены;
- Ребенок должен понимать, что он прочитал и быстро ответить на вопрос по тексту;
- Интонация, соответствующая знакам препинания;
- Паузы, в конце предложения.
С 1 по 4 класс у учеников проверяют технику чтения. В течении одной минуты школьник читает текст. Нормативы:
- К концу 1-го класса ребенок должен читать более 30 слов в минуту;
- К концу 2-го класса более 50 слов в минуту;
- К концу 3-го класса более 70 слов в минуту;
- К концу 4-го класса более 100 слов в минуту.
Нормативы в разных учебных заведениях значительно отличаются.
Причины плохого чтения
Школьник должен уметь читать также быстро, как и разговаривать. В среднем, здоровый ребенок говорит от 130 слов в минуту при разговоре со сверстником или взрослым. Если школьник плохо читает, то его успеваемость снижается, он не сможет воспринимать учебный материал, который увеличивается из года в год. При хорошей скорости прочтения текста у школьника развивается память, фантазия и внимание.
Причины, по которым ребенок плохо читает:
- Родители мало занимались малышом в дошкольном возрасте, не развивали память и не играли с ним в логические игры;
- Ребенок неспокоен, часто нервничает;
- Школьник слишком мало читает;
- Ограниченный словарный запас;
- Проблемы с речевым аппаратом, необходима консультация логопеда;
- Заболевания глаз;
- Ребенок частично усвоил технику чтения;
- Школьнику абсолютно не интересно учиться.
Проблемы с оперативной памятью. Плохая память у школьника приведет к проблемам с учебой. Ученик читает середину текста и уже не помнит его начало. В течении одного месяца ребенку предлагают писать диктанты. Его суть состоит в следующем, он читает первое предложение, запоминает его и записывает. Так прорабатывается весь текст.
- Для детей дошкольного возраста будут актуальны карточки Домана
Проблемы с концентрацией внимания. Неусидчивого школьника нужно заинтересовать, даже если придется изменить форму обучения.
Какой бы не была причина плохого чтения у школьника, учитель подбирает методику для его обучения.
Способы обучения
Советуют провести ряд упражнений:
- Сначала текст читает родитель, затем под контролем взрослого – ребенок, четко проговаривая слова;
- Родители каждый день пишут сыну или дочери на листочках пожелания, признания в любви или поручения;
- Практикуется «жужжащее» чтение, взрослый и ребенок читают вполголоса разные тексты, каждый со своей скоростью;
- Посмотрите с ребенком диафильмы;
- Загадайте для ребенка слова или словосочетания, написанные в книге, и попросите его найти их;
- Параллельное чтение. Возьмите два одинаковых текста и попросите ребенка, чтобы он внимательно следил за скоростью прочтения текста.
Результат будет зависеть не от длительности занятий, а от их количества. Позаниматься чтением в течении дня можете в несколько подходов, чтобы ребенок не устал быстро и ему было интересно.
Оперативное зрение
Внимание ребенка можно потренировать по таблице Шульте. Для этого потребуется лист бумаги, нарисуйте квадрат 25*25 см, расчертите на ячейки и пронумеруйте их. Предложите ребенку найти нужные цифры. Более сложный вариант будет с буквами, в середине каждой ячейки нарисована точка, от которой нельзя отрывать взгляд и при этом искать нужные буквы.
Словарный запас
Родители могут предотвратить отставание в развитии, соблюдая при этом одно главное правило – разговаривайте с ребенком. Нужно читать книги, отвечать на вопросы сына или дочери в развернутом виде и уделять больше времени малышу, например, поиграть с ним в игру.
Регрессия
Если при чтении школьник перескакивает строки и перечитывает текст заново, скорочтение на время прекращают. Взрослый помогает ребенку с помощью закладок читать медленнее, закрывают лишние строки. Как только перескакивания между строк прекращаются, скорость постепенно увеличивают.
Дикция
Проблемы с дикцией можно решить с помощью скороговорок и пословиц, которые проговаривают сначала медленно, затем быстрее, обращая внимание на правильность произношения.
Дислексия
В начале обучения у детей возникают некоторые трудности с чтением, если родители вовремя замечают отклонения и сразу обращаются к специалистам, то со временем малыш перестанет совершать ошибки. Проблема с дислексией решается с помощью логопеда. Детям в дошкольном возрасте стоит посетить врача, если:
- Плохо говорит и различает звуки;
- Трудно запоминает даже короткие стихотворения;
- Постоянно путает дни недели и время года;
- Школьник плохо считает, путает право/лево, страдает мелкая моторика;
- У ребенка не получается составить рассказ по картинкам.
Проблемы могут быть у детей с рабочей левой рукой или тех, кто умеет писать обеими. Также дислексия может наблюдаться у детей, которые воспринимают информацию на слух, у гиперактивных ребят, и конечно, у малышей с задержкой речи.
Основные этапы в обучении
- Школьника нужно подготовить к чтению. Понятно объяснить, что такое слово, предложение и словосочетание. Можно поиграть в интересную игру – хлопать в ладоши столько раз, сколько слов было сказано в предложении. Эту же игру с подсчетом слов можно заменить на «Посчитай на пальчиках, сколько слов в предложении». Научите ребенка считать звуки в словах. После того, как ребенок поймет основные понятия, то можно смело приступать к следующему этапу.
- Вниманию уделяют буквам, которые произносят только по звукам. Объясните, что многие буквы имеют другой звук, нежели как он есть в алфавите. Разберите внимательно каждую букву. Для такого обучения идеально подойдет магнитная доска. Начинайте разбирать буквы, как советуют логопеды, с самых легких, чтобы не напрягать речевые рецепторы детей с дефектами речи.
- На данном этапе детей учат произносить слог слитно. Звуки тянут до тех пор, пока он не скажет слог, по отдельности буквы произносить нельзя, техника будет нарушена. Родители рисуют дуги между буквами, чтобы малыш уделял внимание только данному слогу.
- Этап – чтобы научить ребенка быстро читать тренируйте произношение слогов, постоянно перечитывайте их, РА, РО, МА, и наоборот АР, ОР, АМ. От простых слогов переходите к более сложным. Родители неправильно говорят: П и А, будет ПА. Будет правильнее тянуть слог и проговаривать это с ребенком ПППППА-ПППППА, МММММА-МММА.
Когда ребенок сможет читать слоги уже достаточно быстро, попробуйте читать короткие слова с одинаковым началом. Напишите слова столбиком, чтобы малышу было проще сориентироваться.
Основные ошибки при чтении:
- Ребенок неправильно произносит окончание слова, взрослый помогает ему, поправляет.
- Буквы, схожие по звучанию, сливаются при произношении.
Огромную помощь при чтении выполняют дуги, которые объединяют слоги, многие дети запоминают его, как «домик для букв».
Родитеям на заметку
Частая ошибка многих родителей – научить ребенка читать как можно раньше. Только к шести годам ребенок более всего готов к чтению. До 6 лет мамам и папам лучше заняться общим развитием малыша, больше играйте в подвижные игры, рисуйте, лепите, тренируйте мелкую моторику.
Когда родители серьезно заняты тем, чтобы научить читать сына или дочь совершают еще одну ошибку – малыша усаживают за стол и насильно заставляют заниматься, при этом прикрикивая на него. Такие занятия могут привести к тому, что сын или дочь будут стараться их избегать, у них может произойти истерика или отвращение к учебе.
https://youtu.be/3G0J3m7aICI
Совет родителям – соберите всю волю в кулак и проведите занятие, как игру. Вспомните, что когда-то вы сами были маленькими детьми и тоже не умели читать и не знали букв. Будьте волшебниками и помогите ребенку попасть в страну книг. Объясните маленькому человеку, что учеба пригодиться ему стать во взрослой жизни, и он сможет прочитать любимую сказку столько раз, сколько захочет.
Как проявить интерес к книге?
Любовь к книгам у малышей формируется еще с детского сада. Родители должны читать сказки с яркими красочными рисунками, которые очень привлекают внимание детей. Чем дольше мама или папа читают детям сказки, тем больше интереса в будущем они будут проявлять к книгам и проще научить ребенка читать.
Полки книжных магазинов просто перенасыщены логопедическими пособиями по скоростному чтению. Большинство книг не соответствуют нормативным показателям. Обучать детей по школьному букварю лучше не стоит, это отобьет желание сына или дочери учиться в первом классе.
Если малыш еще в детском саду проявляет интерес к книге, родители обращают внимание на литературу, написанную специалистами по логопедии, с правильным произношением букв. По таким пособиям ребенок лучше освоит материал, и в дальнейшем не будет совершать речевых ошибок.
Основная ошибка современных родителей – гаджеты. Ускорить процесс по обучению, как думают родители, легко помогут всевозможные программы со встроенным компьютерным голосом, который будет разговаривать с ребенком. Только живое общение, настоящие книги с иллюстрациями и карточки дадут хороший результат в обучении.
Положительный результат
Каждый ребенок любит, когда его хвалят и поощряют. Нарисуйте график успехов вашего малыша, где будете помечать его успеваемость, количество слов, которые он прочитал. Можно нарисовать и вырезать солнышко и тучку, которые будете приклеивать в таблицу «Успехи». Ребенок будет стараться получить больше «солнышек» и обучение пройдет еще интереснее. Иногда для ребенка очень мало услышать от родителей просто «Молодец!».
- Родителям на заметку: Кровать-чердак для детей
Научить ребенка чтению это кропотливая работа трех сторон – самого школьника, учителя и родителей. Без желания ребенка не добиться нужного результата, он должен понимать, что чтение поможет лучше усваивать материал и лучше учиться в школе. Педагог вкладывает все свои знания в обучении ребенка на уроке. Не меньший труд вкладывают родители, проблемы с быстрым чтением они должны заметить в начале обучения, а в дошкольном возрасте посетить логопеда вместе с ребенком.