Закрыть

Глухота у детей

Глухота и слабый слух у ребенка возникает по разным причинам. Родители, узнав о диагнозе или видя, как малыш постепенно теряет слух, чувствуют потерянность, страх, опустошенность. Жизнь переворачивается с ног на голову. Смириться с проблемой тяжело, но если знать способы лечения и профилактики, постоянно заниматься с малышом, ее влияние на жизнь можно значительно уменьшить.

Глухота и тугоухость

Глухота у детей

Понятия «глухота» и «тугоухость» часто путают. Оба означают нарушения слуха, однако, при тугоухости человек еще может различать какие-то звуки, а при глухоте слух отсутствует полностью. Глухота является крайней степенью тугоухости в последовательном процессе потери слуха:

Степень потери слуха Характеристика Степень тугоухости Минимальная громкость, которую ребенок слышит, дБ Максимальное расстояние, на котором ребенок слышит шепот, м Максимальное расстояние, на котором ребенок слышит обычную речь, м
I Легкая тугоухость 1 20-40 1-3 4-6
II Средняя тугоухость 2 41-55 1 1-4
III тяжелая тугоухость 3 56-70 не слышит 1
IV очень тяжелая тугоухость 4 71-90 очень плохо различает
V Глухота тугоухость 5 91 не слышит

Причины, механизм развития и лечение тугоухости и глухоты одинаковые.

Механизм развития

Чтобы разобраться в причинах и особенностях нарушения слуха важно представлять себе процесс передачи звука.

Звуковая волна воздействует на барабанную перепонку и через цепь слуховых косточек передается мембране внутреннего уха. Движение жидкости вызывает трение слуховых рецепторов (волосковых клеток) кортиева органа о покровную пластинку. Рецепторы возбуждаются, возбуждение передается отросткам слухового нерва, по которому переходит в слуховую зону коры головного мозга.

В этой схеме наружное и среднее ухо относятся к звукопроводящему аппарату, а внутреннее ухо, слуховой нерв и слуховойцентра головного мозга – к звуковоспринимающему. Соответственно, все поражения слуха можно связать либо с нарушением работы звукопроводящих структур либо звуковоспринимающего аппарата.

Причины

Тугоухость и глухота у детей может развиваться под действием многих факторов. Причины могут иметь врожденный или приобретенный характер.

Врожденная

Врожденная тугоухость возникает под влиянием следующих факторов:

  • Наследственность. Если в семье один из родителей имеет нарушение слуха, вероятность рождения ребенка с тугоухостью и глухотой невелика. Однако если оба родителя слабослышащие или глухие, риск повышается. Наследственная тугоухость встречается у 80% детей как отдельное заболевание. В остальных случаях она является составляющей одного из 400 синдромов, описанных медициной. К наиболее известным относятся синдром Дауна и Патау.
  • Патологические воздействия на слуховую систему во внутриутробном периоде. Это могут быть краснуха, туберкулез, корь, грипп, герпес.
  • Хронические заболевания матери, прием некоторых лекарственных препаратов, интоксикации.
  • Асфикция плода, родовая травма.
  • Недоношенность.

Приобретенная

причины глухоты

Выделяют и факторы, которые воздействуют на здоровый и сформировавшийся слуховой аппарат уже родившегося ребенка и приводят к патологии слуха:

  • Попадание в ухо инородного тела;
  • Хронические ЛОР-заболевания: аденоиды, средний отит, тонзиллит;
  • Осложнения некоторых инфекций: менингит, энцефалит;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Вакцинация;
  • Неправильная подобранная дозировка лекарств, особенно в младенческом возрасте;
  • Чрезмерно громкая музыка;
  • Психологическая травма.

Симптомы

Нарушения слуха можно обнаружить у совсем маленького ребенка. Чаще всего признаки глухоты обнаруживают родители. В норме младенец в возрасте 3-4 месяцев уже начинает реагировать на громкие звуки и голос матери. В 4-6 месяцев гулит. В 7-9 четко определяет источник звука. В 1 год произносит несколько слов. Если одно из этих условий не выполняется, стоит обратиться к педиатру. Он даст направление к сурдологу.

У детей постарше после некоторых перенесенных заболеваний могут появиться и нарастать такие симптомы:

  • Ребенок перестает слышать шепот;
  • Не реагирует на разговорную речь сзади;
  • Не отзывается на имя;
  • Не различает звуки;
  • Говорит громко;
  • Со временем начинает читать с губ.

Помимо симптомов, связанных с расстройством восприятия звука, отмечают признаки речевых нарушений:

  • Ошибки в произношении звуков;
  • Неспособность различить некоторые звуки и их сочетание;
  • Небольшой словарный запас;
  • Искажения структуры слова;
  • Неправильная постановка ударений;
  • Ошибки в построении предложений.

Дети, страдающие двусторонней глухотой с рождения, не могут овладеть речью, потому что не слышат ее. Чаще всего, и дети, потерявшие слух до 5 лет, утрачивают речевые навыки. Немота во многих случаях является одним из признаков глухоты. Если у ребенка тяжелая форма тугоухости, даже врожденная, научить его говорить можно. Для этого потребуются огромные усилия родственников и постоянные занятия.

Диагностика

Аудиометрия

Родителям, заподозрившим нарушение слуха у ребенка, нужно обратиться к сурдологу. Он проверит ушки, проведет необходимые тесты и направит на дополнительные исследования.

У малыша до 1 года трудно достоверно установить степень тугоухости и глухоту. Врач обычно производит какие-либо звуки. Ожидается, что нормально слышащий ребенок как-то отреагирует на звук: вскинет ручки или ножки, моргнет, перестанет сосать. Реакция имеет безусловный характер.

Для старших детей проводят следующие исследования:

  • Аудиометрия – проверка остроты слуха. По ее результатам можно получить аудиограмму – график с указанием громкости звука в децибелах и частоты в герцах для левого и правого уха. Если речевая и тональная аудиометрия может быть проведена только для старших детей, то компьютерное исследование, основанное на безусловных реакциях, можно делать и младенцу. С помощью этого метода можно с достоверностью говорить о глухоте.
  • Тимпанометрия – исследование функций среднего уха путем создания разного давления в слуховом канале. Помогает исключить патологии звуковоспринимающего аппарата. Часто назначается после перенесенного среднего отита.
  • Камертональные пробы (тест Вебера, проба Швабаха, проба Ринне)направлены на определение тяжести нейросенсорной и кондуктивной тугоухости. Проводят при прогрессирующей тугоухости.
  • Электрокохлеография у маленьких детей проводится под наркозом, у подростков – под местной анестезией. Электроды фиксируются на барабанной перепонке или коже наружного слухового прохода. Метод позволяет получить информацию о порогах слуха, волосках улитки и определить тип тугоухости

Для определения причин, вызвавших глухоту, назначают МРТ и компьютерную томографию.

Виды глухоты

Фонетическая глухота

В зависимости от участка поражения выделяют три вида глухоты или тугоухости:

  • Нейросенсорная (сенсоневральная). При нейросенсорной глухоте ребенок улавливает звук, но головной мозг его не воспринимает и не распознает. Причинами может быть поражение внутреннего уха, слухового нерва, коры головного мозга. Приобретенная сенсоневральная тугоухость встречается в 80% случаев.
  • Кондуктивная глухота связана с патологией звукопроводящей системы – наружного и среднего уха. В этом случае звуки не достигают внутреннего уха и не преобразовываются в нервные импульсы. В основном является приобретенной.
  • Смешанная тугоухость возникает от поражения звукопроводящего и звуковоспринимающего аппаратов.

В некоторых случаях глухота поражает левое или правое ухо, в других – оба. Глухота на одно ухо практически всегда является приобретенной. Возникает она из-за негативного воздействия некоторых факторов: громкого звука, заболевания. Такая патология не провоцирует ухудшение слуха на втором ухе и позволяет сохранить речь.

Фонетическая глухота характеризуется неспособностью ребенка воспринимать, узнавать некоторые звуки, складывать слова. Основная причина лежит в нарушении слухоречевых центров. Такой ребенок поздно научается говорить, испытывает трудности с изучением иностранных языков.

Диагноза «психологическая глухота» не существует, нет и физиологических и анатомических особенностей, характеризующих его. Под этим термином понимают психологические барьеры, которые устанавливает ребенок, когда не желает что-то слышать. Они могут устанавливаться сознательно и бессознательно в ситуациях:

  • Конфликты;
  • При властных родителях или одном властном родителе;
  • Ребенок уверен в своей правоте;
  • Гиперактивность;
  • Детский эгоцентризм;
  • Эмоциональная травма.

Лучшим средством лечения такой глухоты будет наладить отношения с ребенком.

Лечение

слуховой аппарат

Для лечения тугоухости используют несколько методов:

  • Лекарственная терапия. Используется в основном для лечения нейросенсорной тугоухости. Направлена на улучшение кровообращения мозга и ушей, борьбу с инфекциями и интоксикацией.
  • Физиотерапевтические методы. В основном помогают при легкой тугоухости, вызванной, например, аденоидами или отитами.
  • Хирургическое вмешательство показано при нейросерсорной и кондуктивной тугоуохости разной степени тяжести, в том числе при глухоте.

Оперативное лечение при кондуктивной глухоте направлено на восстановление структуры наружного и среднего ухаребенка. Для восстановления барабанной перепонки делают мирингопластику, слуховых косточек – тимпанопластика.

Оперативное вмешательство при нейросенсорной тугоухости предусматривает установку слухового аппарата.

Данный способ не поможет при глухоте, в отличие от установки  кохлеарного импланта. В рамках этой операции в височную кость помешают маленькие микрофоны, улавливающие звук. Их соединяют с электродами, введенными во внутреннее ухо. Эти электроды будут перекодировать полученные с микрофона импульсы и передавать их на слуховой нерв.Создается, по сути, искусственное ухо. Кохлеарную имплантацию рекомендовано делать детям с двусторонней глухотой и 4 степенью тугоухости.

Профилактика

Чтобы избежать развития глухоты и тугоухости у ребенка важно следить за его здоровьем – лечить заболевания верхних дыхательных путей, инфекционные болезни. Лекарства принимать только по назначению врача. Стараться избегать громких звуков.

При тугоухости обязательно нужно заниматься с ребенком, учить его правильно говорить, расширять кругозор.

Глухота – тяжелая патология, она сильно ограничивает жизнь ребенка, мешает общаться со сверстниками. Однако, это не причина опускать руки. Профилактические меры, лечение, использование новых технологий, постоянная работа с ребенком поможет адаптироваться к жизни и добиваться целей.

Статьи